Новости за 2023
Книжная витрина: «Лесной хозяин»
В рубрике «Легенды батюшки Урала» - новый материал! Библиотека №6 рассказывает занимательную историю о Медведе в мифах манси. Прочтите непременно
…Батюшка, Нуми-Торым,
Городской богатырь
Оскорбил меня, лесного зверя
Если действительно
Ты назвал меня священным зверем
Назначил хранителем клятвы,
То отомсти за это оскорбление…
(Песня-миф «илы вухалты ар»)
Прикамье – край многонациональный. В регионе проживают представители более ста национальностей, некоторые поселились здесь давным-давно, другие пришли на Пермскую землю позднее. Богатые традиции устного народного творчества народов, проживающих в крае, неоднократно привлекали внимание фольклористов. Урал был и остается богатейшей сокровищницей устного народного творчества, не последнее место в котором занимает легенда, отобразившая древние поэтические взгляды на природу, исторические представления, житейскую мудрость и творческую фантазию. У манси существует много сказаний-мифов о происхождении земли, солнца, луны, звезд, людей. Герои этих сказаний чаще всего боги и духи. По убеждению древних манси, лес, горы, реки, озера населены многочисленными духами, обладающими сверхъестественной силой, люди верили, что успех в работе, охоте и рыбной ловле зависит от них. В мифах манси фигурируют и животные. И в первую очередь это медведь.
Медведь в идеологии народа — это не только лесной зверь, но и небесное существо, и родственник людей. Неслучайно количество душ у медведя такое же, как у человека: пять – у самца (как у мужчины) и четыре – у самки (как у женщины).
О медведе сохранилось много легенд, преданий и песен. Одна из легенд гласит:
«Давным-давно, когда люди еще не умели добывать огонь, медведь со своим отцом Тору мом любили смотреть с седьмого неба на землю. Они видели, что там происходят очень интересные превращения: земля время от времени меняет свой наряд с белого на зеленый. И молодой медведь стал просить отца, чтобы тот разрешил ему спуститься на землю и прогуляться по ее просторам. Дважды старый медведь отказывал своему сыну, а в третий раз согласился и спустил сына в люльке с неба на землю. Очутившись на вожделенной земле, медведь стал гулять по ее просторам и любоваться ее красотой. Но вскоре он почувствовал голод и стал проситься обратно на небо. Однако отец сбросил ему с неба лук, стрелы и огонь и повелел жить на земле: самому добывать себе пищу и творить суд над теми, кто совершает зло. Если же сам медведь поступит несправедливо, тогда человек учинит суд над ним. Молодой медведь не послушал предупреждений отца и натворил много бед на земле. Тогда один из семерых братьев-охотников убил его и забрал у него лук, стрелы и огонь, которыми с тех пор и стали пользоваться люди» …
Когда медведь нарушает предписания, охотникам разрешают его убить, но они должны провести специальное обрядовое действие, чтобы вернуть Небесному отцу бессмертную душу его сына.
Медвежий праздник (или игрища) – древнейшая церемония, которая сохранилась до наших дней.
Что читать по теме
Голева, Т. Г. Мифологические персонажи в системе мировоззрения коми-пермяков / Т. Г. Голева ; ПГПУ ; Центр образования Перм. края. – Санкт-Петербург : Маматов, 2011. – 269 с. : 16 л. ил. – (Фольклор народов России). – Текст (визуальный) : непосредственный. История изучения мифологических взглядов коми-пермяков тесно связана с общей историографией коми-пермяцкого этноса. В книге автор большое внимание уделяет основным образам мифологической не сказочной прозы народов коми, опираясь на мифы, предания, былички, исследует и анализирует восприятие пространства, времени, окружающего мира коми-зырян и коми-пермяков, реконструирует древние убеждения о мироустройстве. | |
Куляшов, П. Ф. Легенды и были Прикамья / П. Ф. Куляшов. – Ижевск : Удмуртия, 1990. – 24 с. – Текст (визуальный) : непосредственный. Много на земле Пермской народов, и у каждого - свои обычаи, верования, и легенды тоже свои. Удивительные, интересные, такие, что заслушаешься! О хитрости и жадности, о догадливости и трудолюбии, о красоте и силе, о взаимопомощи и дружбе, о животных и растениях. | |
Легенды и были земли Уинской. – Пермь : Студия " Зебра", 2008. – 103 с. : ил. – Текст (визуальный) : непосредственный. Любой даже самый маленький район полон удивительных дел и открытий. В этом издании собрано все то, что на протяжении веков делало эту землю необычной и отличало ее от всех других в Пермском регионе. Основное повествование при этом строится на мифах и легендах, неизвестных широкому кругу читателей. Результатом прочтения книги может стать новый взгляд на район и формирование неформального портрета медовой столицы Прикамья. |