Новости за 2021
"Эмма - это Я"
Литературное размышление к 200-летию со дня рождения французского классика Гюстава Флобера. 16+
О книгах Флобера расскажет вам сотрудник Библиотеки № 11 Людмила Алексеевна Давыдова.
Гюстав Флобер — одна из самых видных фигур литературы XIX века. Его называют творцом современного романа.
Анна Флобер – хозяйка усадьбы Круассе, собираясь отдать визиты, заглянула в кабинет сына. Гюстав сидел, склонившись над рукописью, закутанный в мантию, он напомнил ей монаха. Анна вздохнула, она вспомнила - мальчиком он бесстрашно смотрел, чуть приоткрыв дверь, как отец, опытный хирург, работает. Потом Гюстав изучал в Париже судопроизводство. Мог бы стать знаменитым адвокатом или хорошим врачом, а он выбрал каторжный литературный труд, не приносящий дохода. Гюставу уже 34 года, но ни жены, ни детей. Вернувшись вечером, Анна застала сына в той же позе.
Да, молодой писатель Гюстав Флобер предпочитал жизнь наблюдать. «Искусство не сливной желоб для страстей, не ночной горшок»,- говорил он. Флобер поставил перед собой трудную задачу – показать провинциальные нравы. Но писать о других намного тяжелее. Особенно, когда речь идёт о заурядных личностях: аптекарях, сборщиках налогов, нотариусах. Но самое главное создать роман - живой и бесконечный, как сама жизнь. Флобер назвал его «Госпожа Бовари».
Деревенской девчонке Эмме папаша Руо задумал дать хорошее воспитание. С этого всё и началось. Сейчас Эмма мечтает о красивой любви, грезит о бурной страсти, такой, как в прочитанных романах. Ферму Руо частенько посещает доктор Бовари, влюблённый в утончённую деревенскую барышню. И вот она - г оспожа Бовари, но довольна ли? Нет, не может этот неотесанный мужлан внушить благородное чувство. Всё – ошибка. А Шарль счастлив безмерно. Эмма кажется прекрасной экзотической птицей. Ради счастья быть рядом он простит ей пустые траты, обман, любовников.
Брутальный красавец Родольф, а затем романтичный Леон дарили ей чувства возвышенные, описанные в романах, с ними она забывала о провинциальной скуке. Но пошлость непобедима. Вот Родольф шепчет ей о счастье быть с нею. Как кружится голова, «все смешалось, заволоклось туманом; ей казалось, что она кружится в вальсе, под огнями люстры». Но как некстати слышатся в этом экстазе слова мэра, выступающего с трибуны «Продолжайте! Упорствуйте!... Заботьтесь прежде всего об улучшении почвы, о хорошем удобрении, об усовершенствовании пород лошадей, рогатого скота, овец и свиней!» А как омерзителен покрытый струпьями и гноем сумасшедший, бегущий за каретой и поющий непристойные песенки, когда она возвращается со свидания. Сочувствует ли ей автор? Кажется, нет. Так натуралистично безжалостно он описывает смерть Эммы. Но читатель сочувствует. Да, она не умна, не талантлива и не красавица, но есть в ней что-то утончённое, манящее, нездешнее, что устоять перед очарованием этой женщины невозможно.
В 1857 г. первый роман молодого писателя опубликован. Он вызвал скандал и судебный процесс. Флобера обвинили в оскорблении общественной морали и «пропаганде похоти». Но защита утверждала – в книге нет эротических сцен. Флобер был оправдан. Книга стала бестселлером, писатель знаменитым. Но что ему слава? Ведь он так устал.
Флобер отправился путешествовать в Тунис. После поездки он почувствовал себя «беременным» новой книгой, совершенно противоположной предыдущему роману, и назвал её «Саламбо». Так зовут девушку, дочь царя Гамилькара. Так же как Эмма, она привлекает мужчин. Но уже божественной красотой, умом и красноречием. Роман – увлекательное шокирующее историческое приключение. Флобер показывает Карфаген за триста лет до христианства. Это история восстания наёмников, не получивших вознаграждения. Жестокая война длилась полгода. И Флобер не жалел красок, чтобы описать её. Здесь есть все: бурные страсти и страшные битвы, сильные воины и коварные правители, казни и насилие, обычаи и еда.
«Саламбо обернула змею вокруг бедер, подмышками и между колен; потом, взяв её за челюсти, приблизила маленькую треугольную пасть к краю своих зубов и, полузакрыв глаза, откинула голову под лучами луны. Белый свет обволакивал её серебристым туманом, следы её влажных ног сверкали на плитах пола, звезды дрожали в глубине воды; питон прижимал к ней свои черные кольца в золотых пятнах». Красиво, не правда ли? И экзотично. В 1862 году роман был опубликован и имел оглушительный успех. Парижские модницы даже оделись в платья времён Пунических войн.
«Ещё ему хотелось бы написать два-три небольших романа очень несложных, очень простых: муж, жена, любовник», - говорил Флобер. Работа над новым романом «Воспитание чувств» продлилась до 1869 года. Но любовного треугольника у автора не получилось.
Итак, восемнадцатилетний студент Фредерик Моро возвращается в родной город Ножан на каникулы. «И словно видение предстало ему. Она сидела посередине скамейки одна; по крайней мере, он больше никого не заметил, ослепленный сиянием её глаз». Фредерик влюбился страстно, не зная, что это навсегда. Как спешит он в Париж, лишь бы видеть Мари. «Созерцание этой женщины изнуряло его. Он чувствовал, как что-то проникает в самые глубины его существа, подчиняя себе все другие его ощущения, становясь для него новой формой бытия». Моро готов на любые жертвы - он дважды спасает её шалопая-мужа от разорения. Но госпожа Арну, не отвечает Фредерику взаимностью, она рассуждает почти как пушкинская Татьяна: «Но я другому отдана…» Что ж, Фредерик находит утешение в объятиях кокотки Капитанши.
Роман «Воспитание чувств» не только о любви, он о революции 1848 года, это социальный роман. Его даже можно назвать как роман Бальзака «Утраченные иллюзии». Юноша, приехавший покорять Париж, приходит к мысли, что провинция и столица мало чем отличаются, та же пошлость, только прикрытая образованием и изысканными манерами. Роман «Воспитание чувств» был принят холодно читателями и критикой, и только много позднее получил достойную оценку, как предвосхитивший «новый роман» XX века.
Писательский успех вновь вернулся к Флоберу в 1872 г., когда вышла небольшая повесть «Простая душа». Простое сердце, простая душа - это девушка по имени Фелисите – что значит счастье. А было ли оно? Её, маленькую сироту, взяли пасти коров, били за каждый пустяк, потом прогнали. «И в её жизни, как у всех, была любовь». На сельском празднике познакомилась она с Теодором, который угостил её кофе и лепёшками, купил ей косынку и, решив, что она всё поняла, предложил проводить её. Все закончилось испугом и криками. И парень ушёл. Но стал приходить на свидания. Он говорил, что надо устраивать жизнь, и хорошо бы найти хорошую невесту. Фелисите очень надеялась, но Теодор женился на старой и богатой. А девушка с горя ушла в город в услужение к госпоже Обен.
Там она прожила всю жизнь. Сердце требовало любви. И Фелисите любила детей хозяйки, племянника, потом попугая, а когда умер попугай - его чучело. Почему-то сразу вспоминается «Душечка» Чехова. С какой теплотой рассказал русский писатель о душечке Ольге Семёновне, и её ничуть не жаль, ведь главное - доброта и любовь. А Фелисите жалко! Не оставляет надежды писатель Флобер. Хотя по мнению критиков писатель хотел сказать о святости.
Гюстав Флобер писал: «Эмма – это я», поскольку «имел сам чувствительную душу». Но холодный ум. И вспоминается, что ребёнком он без страха смотрел, как отец оперирует. Также холодно и сурово он смотрит на своих героев и находит единственно «верное слово», чтобы их показать, доводя до совершенства каждую строчку, чтобы начинающий писатель сказал: «Всё уже написано. И лучше, чем у Флобера, всё равно не получится».
Предлагаем список книг писателя и о нем: ListBook Flober_1.doc