Новости за 2023
Портрет одной книги. «Кавказская повесть Л. Н. Толстого»
Повести «Казаки», самому поэтичному сочинению Льва Толстого, исполняется 160 лет. Годовщине публикации библиотека №11 посвящает Портрет одной книги.
Для чего человек родился? Для счастья! Примерно так думает молодой герой повести Льва Толстого «Казаки». А счастье видится Дмитрию Оленину только в будущем, потому что живёт он скверно, дурные привычки - вино, женщины, карты, долги вызывают лишь уныние, стыд, недовольство собой. Надо что-то менять. Бежать, бежать на Кавказ! Приняв решение, Оленин «находился в том счастливом молодом настроении духа, когда сознав прежние ошибки, юноша вдруг скажет себе, что прежнее было случайно и незначительно,…но что теперь начинается новая жизнь, в которой не будет тех ошибок, не будет раскаяния, а, наверное, будет одно счастье».
Повесть «Казаки» автобиографична. Она планировалась, как продолжение трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» и должна была выйти под названием «Молодость», позже Толстой отказался от этого намерения.
Молодой Толстой, как его герой, юнкером с большими надеждами следовал на Кавказ. Читаны-перечитаны Пушкин, Марлинский и Лермонтов, в мечтах являются снежные вершины, бурные реки, воинственные чеченцы и прекрасные восточные девушки. «Бурка, кинжал и шашка занимали в них не последнее место». Но главными были мечты о победах и славе. Приехав к месту назначения в станицу Старогладковскую, Толстой разочарованно писал в дневнике: «Как я сюда попал? Не знаю. Зачем? Тоже…» Действительность не соответствовала романтическим ожиданиям.
Но «чисто-белые громады» гор поразили молодого Толстого. «Теперь началось», – как будто сказал ему какой-то торжественный голос… Взглянет он на небо – вспомнит горы. Взглянет на себя и Ванюшу – и опять горы. Солнце всходит и блещет на виднеющемся из-за камыша Тереке; а горы… Из станицы едет арба, женщины ходят красивые, женщины молодые; а горы… Абреки рыскают в степи, и я еду, их не боюсь, у меня ружьё, и сила, и молодость; а горы». Так, по-оленински, рассуждает автор. А рядом с этими поэтичными строчками почти этнографические зарисовки «народа вольного, счастливого, богатого», вызывающего интерес и участие не только у автора и его героя, но и у нас.
И вот на пороге квартиры Оленина появляется дядя Ерошка. Семидесятилетний богатырь, бывший лихой казак, теперь охотник, рассказчик, философ. Сам о себе говорит он с простодушною гордостью: «Я – молодец, пьяница, вор, охотник… Я человек веселый, я всех люблю, я, Ерошка!» «Я тебя всему научу», - обещает он. И учит: «Все бог сделал на радость человеку. Ни в чем нет греха…». Жить и не радоваться – фальшь. Кроме этой жизни ничего нет: «Сдохнешь … трава вырастет на могилке, вот и всё». Оленин готов слушать рассказы дяди Ерошки бесконечно, потому что рассказчик умён, честен, добр, потому что он открывает своему молодому другу первоосновы бытия и даёт уверенность в правильности выбора.
Дмитрий жил одиноко, с офицерами виделся мало, проводил всё время в лесу, охотился. Однажды «на него нашло такое странное чувство беспричинного счастия и любви ко всему, что он, по старой детской привычке, стал креститься и благодарить кого-то». И ему ясно стало, что он нисколько не русский дворянин, не аристократ, а просто частица мироздания: «Так же, как они, как дядя Ерошка, поживу, умру».
Здесь, в станице Оленин «чувствовал себя всё более и более свободным и более человеком». Потому что физическое и нравственное здоровье казаков так заразительно. И эта простая, близкая к природе трудовая жизнь казаков воспринимается Олениным как нравственный идеал. Зримо, поэтично показывает Толстой сбор винограда в станице: « Все население станиц кишело на арбузных бахчах и в виноградниках. Сады глухо заросли вьющеюся зеленью, и в прохладной густой тени везде чернели из-за широких просвечивающих листьев спелые тяжелые кисти. По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись скрипучие арбы, верхом наложенные черным виноградом. На пыльной дороге, измятые колесами, валялись кисти. Мальчишки и девчонки в испачканных виноградным соком рубашонках, с кистями в руках и во рту бегали за матерями… Обвязанные до глаз платками мамуки вели быков, запряженных в высоко наложенные виноградом арбы. Солдаты, встречая арбу, просили у казачек винограда, и казачка, на ходу влезая на арбу, брала охапку винограда и сыпала ее в полу солдата».
Ещё один человек вызывает интерес Оленина – молодой казак Лукашка по прозвищу Урван, по фамилии Широкий. Он унаследовал родовые черты: «широкое выражение лица», «широкую спину», «широкие скулы и шею». Всякий, взглянув на Лукашку, невольно сказал бы: «Молодец малый!». « По его воинственной и гордой осанке сразу видно, что это — казак и что он знает себе цену». Он совершенный джигит и пользуется у казаков большим авторитетом, в набеге на абреков казаки подчиняются ему, а не офицеру Оленину. Лукашка – племянник дяди Ерошки и наследник его удали. Кто знает, обретёт ли он в будущем мудрость дяди, если выживет после ранения?
Здесь, в станице Оленин впервые полюбил красавицу Марьяну. «Королева - девка»,- говорит о ней Ерошка. Оленин не сводит с неё глаз, любуется её щеголеватой походкой, стройными ногами, глубокими черными глазами. Красота девушки для молодого человека сродни красоте Кавказа. Она, как горы, прекрасна, волнующа, недоступна. Но после «бала», деревенской девичьей вечеринки, жизнь юнкера меняется. Его притягивает строгое и вместе с тем нежное выражение «длинных чёрных глаз» и ласковая улыбка. Каждый вечер сидит Оленин в доме хорунжего. Марьяна молча и внимательно слушает рассказы постояльца. Ей, вероятно, лестно неотступное внимание богатого офицера. Оленин же решает жениться и стать настоящим казаком и воином, как Лукашка. Но что-то мешает Дмитрию Андреевичу проявить настойчивость. Может быть, чувствует для себя иное предназначение, а может, просто не нужен он здесь. Да, не нужен! Лука во время набега говорит: «Ещё застрелят тебя, Андреич, ступай-ка лучше прочь. Тебе тут не дело». А Марьяна с отвращением, презрением и злобой кричит: «Никогда ничего тебе от меня не будет. Уйди, постылый!» Оленин, переживший здесь счастье полноты жизни, единения с этим прекрасным миром, твёрдо усвоивший истину - «Кто счастлив, тот и прав», вновь несчастен и вновь бежит прочь.
А молодой Толстой переводится в Дунайскую армию, впереди оборона Севастополя, «Севастопольские рассказы» и самое поэтичное, самое красивое и тёплое его сочинение «Казаки».
Есть у Александра Куприна рассказ «Анафема», герой которого протодьякон Олимпий – обладатель замечательного баса и баловень публики. Всю ночь читал он повесть о казаках, солдатах и чеченцах. «Часто во время чтения плакал и смеялся от восторга, сжимал кулаки и ворочался с боку на бок». Теперь Олимпий не в голосе, а задача у него трудная – провозгласить анафему «болярину Толстому». Протодьякон же, вспоминая любимые строки, вместо анафемы поёт: «…Многая ле-е-е-та-а-а-а». Есть у писателя Куприна замечательная черта - внушить читателю острое чувство сопереживания. И хочется вслед за Куприным и его героем петь, говорить, шептать: «Многая ле-е-е-та-а-а-а писателю Льву Толстому и повести «Казаки».
Давыдова Людмила Алексеевна (Библиотека №11)
«Кавказская повесть Л. Н. Толстого» : список литературы к портрету одной книги CКАЧАТЬ >>>