МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2025
Новости → Новости за 2025

Новости за 2025

Чехов: музыка слова

16 апреля 2025

165-летию со дня рождения Антона Павловича Чехова посвящается литературный час "Чехов: музыка слова".

 

 

автор материала Давыдова Людмила Алексеевна, библиотека № 11

О музыкальности прозы А. П. Чехова написано много. По убеждению литературного критика Л. П. Громова, «ни у одного русского писателя XIX века не представлено так богато и многозначительно музыкальное начало».

Музыкального образования Чехов не получил, не играл ни на одном инструменте, но музыка сопутствовала ему всегда. В детстве мальчики Чеховы пели в церковном хоре. В семье часто устраивались музыкальные вечера, пели хором. И. Н. Потапенко [русский прозаик и драматург 1890-х гг.] вспоминал: «У него [Чехова] был довольно звучный басок, … он основательно держал басовую партию. И это, видимо, доставляло ему искреннее удовольствие. Глядя на его лицо, казалось, что в такие часы он чувствовал себя ребенком». Позже Антон Павлович увлёкся симфонической музыкой, особенно любил произведения П. И. Чайковского. В доме-музее в Мелихово и сейчас на рабочем столе писателя стоит портрет Чайковского.

Антон Павлович был гостеприимен. Когда в его доме было много гостей, проводились музыкальные вечера. Случалось, кто-то из гостей тихонько наигрывал на рояле и днём.

Чехов любил работать под звуки музыки. Может быть, тогда и рождалась та теплота интонации и мягкость звучания рассказа. Чехов очень тщательно работал над стилистикой каждого произведения. В. В. Розанов [русский философ, литературный критик, переводчик и писатель] писал: «Чехов довел до виртуозности, до гения обыкновенное изображение обыкновенной жизни». Заканчивая работу, Чехов более заботился о звучании текста. В письме издателю В. М. Соболевскому он писал: «Корректуру я читаю не для того, чтобы исправлять внешность рассказа, обыкновенно в ней я заканчиваю рассказ и исправляю его, так сказать, с музыкальной стороны».

Хочется обратиться к рассказу «Счастье», одному из самых любимых автором. «Продукт вдохновения. Quasi симфония» называл он его. В письме к брату Антон Павлович писал: «В сущности, белиберда. Нравится читателю в силу оптического обмана. Весь фокус в вставочных орнаментах вроде овец и в отделке отдельных строк. Можно писать о кофейной гуще и удивить читателя путём фокусов». Но поражают в рассказе не фокусы, не орнаменты, не отделка строк, а полифоническое звучание.

Казалось бы, содержание рассказа прозаическое: три человека ночуют в степи и размышляют о поисках счастья. Понимание поиска самое обыденное – находка клада. Но ночь в степи предстаёт перед читателем, как космос, с сиянием звёзд, пением соловья, треском кузнечиков, кажется – степь поёт. И даже овцы в ней думают. Курганы «глядели сурово и мёртво; в их неподвижности и беззвучии чувствовались века и полное равнодушие к человеку; пройдёт ещё тысяча лет, умрут миллиарды людей, а они всё ещё будут стоять, как стояли, нимало не сожалея об умерших, не интересуясь живыми, и ни одна душа не будет знать, зачем они стоят и какую степную тайну прячут под собой». И в эту вечную картину мира органично входят размышления автора о смысле бытия и музыке вселенной.

Тема вечности и страдания присутствует и во всех пьесах Чехова, любая из которых, по выражению А. Моруа, «подобна музыкальному произведению». Но ярче всего, наверное, проявляется она в «Трёх сёстрах». «Маша: Музыка играет так весело, бодро, и хочется жить! О, Боже мой! Пройдет время, и мы уйдем навеки, нас забудут, забудут наши лица, голоса и сколько нас было, но страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле, и помянут добрым словом и благословят тех, кто живет теперь. О, милые сестры, жизнь наша еще не кончена. Будем жить! Музыка играет так весело, так радостно, и, кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем... Если бы знать, если бы знать!»

Маше вторит другая чеховская героиня – Соня из пьесы «Дядя Ваня». «Мы с тобою, дядя, милый дядя, увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную, мы обрадуемся и на теперешние наши несчастья оглянемся с умилением, с улыбкой – и отдохнем…Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим всё небо в алмазах».

Кажется, мгновение и мы, слушая эту музыку жизни, постигнем её тайну.

 

Список литературы по теме СКАЧАТЬ >>>

 

Из архива публикаций

Литературный час "Путешествие с книгой А. П. Чехова"

11 февраля 20025 г. 

К 165-летию со дня рождения Антона Павловича Чехова и 130-летию публикации книги "Остров Сахалин" посвящается литературный час "Путешествие с книгой А. П. Чехова".

Читать далее >>>

 

 


Вернуться